Урок- мастерская «Язык общения взрослых и детей» по обществознанию
11 класс
Учитель истории и обществознания Сергеева И. И.
Цели мастерской:
- расширение представлений учащихся старших классов о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
- профилактика нарушений детско-родительских взаимоотношений.
задачи:
- создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
- создать условия для активного взаимодействия участников мастерской между собой.
- помочь учащимся определить характер своих действий в общении с родителями.
методы:
- интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
- исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).
- проблемно-поисковый метод (перед учащимися ставился ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать предложения, предположения, пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость).
Проведение мастерской предполагает ответственность учителя не только на этапах подготовки, но, и на этапе проведения (коммуникативное взаимодействие).
Личный опыт позволяет утверждать, что такая форма занятий сложна по организации и проведению, но предпочтительна с точки зрения эффективности и результативности взаимодействия учителя и учащихся.
Мастерская «Язык общения взрослых и детей»
11 класс
- Индуктор.
Учитель – Здравствуйте, дорогие старшеклассники!
Я приглашаю вас поучаствовать в мастерской, ничего не бояться, не стесняться и быть активнее.
Итак, начнем!
Тема занятия мною сейчас не будет озвучена, в конце мастерской вам будет предложено самостоятельно ее сформулировать.
Древнегреческого философа Эзопа в одноименной пьесе «Лиса и виноград» Фегейредо его рабовладелец Ксанфт попросил принести самое лучшее, что есть на свете. Эзоп принес…….???? ( язык).
- Прокомментируйте поступок Эзопа, скажите лишь одно слово в поддержку решения Эзопа.
Слушаем группы ( музыка, понимание, поэзия, общение, судьба, все, вкус, опыт, память, мир..)
- Затем Ксанфт попросил Эзопа принести самое худшее, что есть на белом свете. И каково же было удивление Ксанфта, когда он опять увидел, что Эзоп принес язык.
Одним словом прокомментируйте поступок Эзопа.
- Слушаем желающих. ( ложь, обида, яд, разрыв, вражда, зло, двусмысленность, неуважение, зависть…)
- Вспомните ситуацию из детства, когда лишь одно слово взрослого помогло вам справиться с собой, помогло разрешить какую-нибудь важную для вас ситуацию, помогло наладить общение с друзьями.
- Опишите эту ситуацию и восстановите, насколько это возможно, в своих записях речь взрослого.
- Слушаем.
- Вспомните аналогичную ситуацию, когда вам, уже взрослым людям, случилось своим словом помочь ребенку (брату, сестренке, соседскому мальчишке). Восстановите ситуацию и свое слово.
- Слушаем желающих.
- Раздать листы с ситуациями заранее (у вас на партах лежат файлы с заданиями, возьмите листок с ситуациями)
Группы получают для исследования некоторые ситуации, в которые попадали дети, их слова, обращенные к родителям после свершившегося.
От них (вас) требуется ознакомиться с ситуацией, оценить ее с позиции педагога, родителей, детей, распознать ожидания ребенка от родителей и найти разумный выход во благо ребенка
Ситуации:
- Ученик бросил дневник с двойкой и попал в лицо учительнице.
Рассмотреть возможную реакцию учительницы и выбрать наиболее адекватную ситуацию.
- Девочка прибегает к маме и со слезами говорит: «Мамочка, нас обворовали, унесли все».
Составьте несколько фраз, которые в данный момент могла бы сказать мама дочке.
- Учительница предлагает ученику писать в тетради то, что она диктует классу, но ученик игнорирует все ее требования.
Проанализируйте ситуацию и найдите слова, которые ученик мог бы принять и начать работать.
- Мастер прерывает работу групп чтением стихотворения Р. Тагора
Отчего погас светильник?
Я заслонил его своим плащом,
Чтобы спасти его от ветра:
Вот отчего погас светильник.
Отчего завял цветок?
Я прижал его к сердцу
С мучительной любовью:
Вот отчего завял цветок
Отчего высох ручей?
Я запрудил его плотиной,
Чтобы воспользоваться им для себя:
Вот отчего высох ручей.
Отчего лопнула струна у арфы?
Я попытался исторгнуть из нее звук,
Который ей был не по силам:
Вот отчего лопнула струна у арфы.
Группам предлагается внести коррективы в составленные ими тексты
- Раздать листы с текстами заранее (у вас на партах лежат файлы с заданиями, возьмите листок с текстом)
Пары получают текст, в котором перечислены некоторые черты, качества родителей
Способность любить, терпение, чрезмерная опека, строгость в сочетании с мягкостью, разрешительная» часть воспитательной системы явно доминирует над «запретительной, честность и искренность, уверенность в себе, в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной, ненавязчивость, уверенность в себе, гибкость, дипломатичность, не принимают диалог, пытаются оградить от тяжёлых жизненных проблем и ошибок, последовательность требований и обещаний, общение на принципе вседозволенности, возможность компромисса, поделиться точками зрения и общими усилиями прийти к правильному решению.
Пары выбирают черты, качества, от которых стоит, по мнению старшеклассников, избавиться родителям при составлении разговора с современным ребенком.
Группы слушают и опять вносят изменения в составленные ими тексты.
- От каждой группы два человека, один за ребенка, другой за взрослого, читают данный им текст и слова, которые, по их мнению, скажет взрослый.
Остальные слушают, стараются понять направление речи взрослого и возможную реакцию ребенка.
13. Мастер предлагает написать небольшой текст и для его начала выбрать один из словосочетаний: «Язык взрослого и язык детей..», «Слово родителя (учителя) и самооценка ребенка..», «Если любишь ребенка, то…», «Поддержка, одобрение, похвала…», «Стиль отношений и есть сущность отношений».
24. Желающие читают свои тексты.
25. Рефлексия. Мастер предлагает каждому участнику мастерской начать с одного из вариантов: «Я думал..», «Я задумался…»; «Мне стало ясно…»; «У меня возникло сомнение…»; «Я слушал коллег и…»
Вернемся к началу нашего занятия. Еще раз вернитесь к вашим текстам и сформулируйте тему занятия.
Слайд (Язык общения родителей и детей)
Есть такая притча:
«Один человек зашел в магазин и к своему немалому удивлению увидел, что за прилавком стоит Сам Бог.
Помявшись, посетитель все же решился подойти и спросил:
— Что Вы продаете?
— Чего желает ваше сердце? – сказал Бог.
Недолго думая покупатель ответил:
— Я хочу счастья, мира в душе и свободы от страха… для себя и всего мира.
На это Бог сказал:
— Это можно. Но Я здесь не продаю плоды. Только семена, плоды Вы выращиваете сами»
В нашей жизни, как в этой притче –
Бог доверяет нам семена прекрасных цветов – детских душ.
Но выращивать их, поливать и ухаживать поручено нам.
Прежде всего — родителям, а потом и всему обществу.
И если у себя на клумбе вы каждый день будете по неосторожности ломать побеги нового цветка, то наивно ожидать, что растение сможет когда-нибудь расцвести и заблагоухать.
Ведь чтобы это произошло, цветок нужно лелеять, т.е. относиться к нему и его нуждам очень бережно.
Так если растение требует к себе столько внимания, то насколько же больше в этом нуждаются души детей!
А если вы растопчете, то кто сможет восстановить надломленный бутон?