Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сергеева И.И. – учитель обществознания

Урок- мастерская «Язык общения взрослых и детей» по обществознанию 

11 класс 

Учитель истории и обществознания Сергеева И. И. 

Цели  мастерской: 

  1. расширение представлений учащихся старших классов о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений; 
  2. профилактика нарушений детско-родительских взаимоотношений. 

задачи: 

  • создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. 
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастерской между собой. 
  • помочь учащимся определить характер своих действий в общении с родителями. 

методы: 

  • интерактивный (рассказ, показ, беседа,  практическое выполнение);  
  • исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества). 
  • проблемно-поисковый метод (перед учащимися ставился ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать предложения, предположения, пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость). 

Проведение мастерской предполагает ответственность учителя не только на этапах подготовки, но, и на этапе проведения (коммуникативное взаимодействие). 

Личный опыт позволяет утверждать, что такая форма занятий сложна по организации и проведению, но предпочтительна с точки зрения эффективности и результативности взаимодействия учителя и учащихся. 

Мастерская «Язык общения взрослых и детей» 

11 класс 

  1. Индуктор. 

Учитель – Здравствуйте, дорогие старшеклассники!  

Я приглашаю вас поучаствовать в мастерской, ничего не бояться, не стесняться и быть активнее. 

Итак, начнем! 

Тема занятия мною сейчас не будет озвучена, в конце мастерской вам будет предложено самостоятельно ее сформулировать. 

Древнегреческого философа Эзопа в одноименной  пьесе «Лиса и  виноград» Фегейредо  его рабовладелец Ксанфт попросил принести самое лучшее, что есть на свете. Эзоп принес…….???? ( язык). 

  1. Прокомментируйте поступок Эзопа, скажите лишь одно слово в поддержку решения Эзопа. 

Слушаем группы ( музыка, понимание, поэзия, общение, судьба, все, вкус, опыт, память, мир..) 

  1. Затем Ксанфт попросил Эзопа принести самое худшее, что есть на белом свете. И каково же было удивление Ксанфта, когда он опять увидел, что Эзоп принес язык. 

Одним словом прокомментируйте поступок Эзопа. 

  1. Слушаем желающих. ( ложь, обида, яд, разрыв, вражда, зло, двусмысленность, неуважение, зависть…) 
  2. Вспомните ситуацию из детства, когда лишь одно слово взрослого помогло вам справиться  с собой, помогло разрешить какую-нибудь важную для вас ситуацию, помогло наладить общение с друзьями. 
  3. Опишите эту ситуацию и восстановите, насколько это возможно, в своих записях речь взрослого. 
  4. Слушаем. 
  5. Вспомните аналогичную ситуацию, когда вам, уже взрослым людям, случилось своим словом помочь ребенку (брату, сестренке, соседскому мальчишке). Восстановите ситуацию и свое слово. 
  6. Слушаем желающих. 
  7. Раздать  листы с ситуациями заранее (у вас на партах лежат файлы с заданиями, возьмите листок с ситуациями) 

 Группы получают для исследования некоторые ситуации, в которые  попадали дети, их слова, обращенные к родителям после свершившегося. 

От них (вас) требуется ознакомиться с ситуацией, оценить ее с позиции педагога, родителей, детей, распознать ожидания ребенка от родителей и найти разумный выход во благо ребенка 

Ситуации: 

  1. Ученик бросил дневник с двойкой и попал в лицо учительнице. 

Рассмотреть возможную реакцию учительницы и выбрать наиболее адекватную ситуацию. 

  1. Девочка прибегает к маме и со слезами говорит: «Мамочка, нас обворовали, унесли все». 

Составьте несколько фраз, которые в данный момент могла бы сказать мама дочке. 

  1. Учительница предлагает ученику писать в тетради то, что она диктует классу, но ученик игнорирует все ее требования. 

Проанализируйте ситуацию и найдите слова, которые ученик мог бы принять и начать работать. 

  1.  Мастер прерывает работу групп чтением стихотворения Р. Тагора 

Отчего погас светильник? 

Я заслонил его своим плащом, 

Чтобы спасти его от ветра: 

Вот отчего погас светильник. 

Отчего завял цветок? 

Я прижал его к сердцу 

С мучительной любовью: 

Вот отчего завял цветок 

Отчего высох ручей? 

Я запрудил его плотиной, 

Чтобы воспользоваться им для себя: 

Вот отчего высох ручей. 

Отчего лопнула струна у арфы? 

Я попытался исторгнуть из нее звук, 

Который ей был не по силам: 

Вот отчего лопнула струна у арфы. 

Группам предлагается внести коррективы в составленные ими тексты 

  1. Раздать  листы с текстами заранее (у вас на партах лежат файлы с заданиями, возьмите листок с текстом) 

Пары получают текст, в котором перечислены некоторые черты, качества родителей 

Способность любить, терпение, чрезмерная опека, строгость в сочетании с мягкостью, разрешительная” часть воспитательной системы явно доминирует над “запретительной, честность и искренность, уверенность в себе, в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной, ненавязчивость, уверенность в себе, гибкость,  дипломатичность, не принимают диалог, пытаются оградить от тяжёлых жизненных проблем и ошибок, последовательность требований и обещаний, общение на принципе вседозволенности, возможность компромисса, поделиться точками зрения и общими усилиями прийти к правильному решению.  

Пары выбирают черты, качества, от которых стоит, по мнению старшеклассников,  избавиться родителям при составлении разговора с современным ребенком. 

Группы слушают и опять вносят изменения в составленные ими тексты. 

  1.  От каждой группы два человека, один за ребенка, другой за взрослого, читают данный им текст и слова, которые, по их мнению, скажет взрослый.  

Остальные слушают, стараются понять направление речи взрослого и возможную реакцию ребенка. 

13. Мастер предлагает написать небольшой текст и для его начала выбрать один из словосочетаний: «Язык взрослого и язык детей..», «Слово родителя (учителя) и самооценка ребенка..», «Если любишь ребенка, то…», «Поддержка, одобрение, похвала…», «Стиль отношений и есть сущность отношений». 

24. Желающие читают свои тексты. 

25. Рефлексия.  Мастер  предлагает каждому участнику мастерской начать с одного из вариантов: «Я думал..», «Я задумался…»; «Мне стало ясно…»; «У меня возникло сомнение…»; «Я слушал коллег и…» 

Вернемся к началу нашего занятия. Еще раз вернитесь к вашим текстам и  сформулируйте тему занятия. 

Слайд (Язык общения родителей и детей) 

Есть такая притча:  

 «Один человек зашел в магазин и к своему немалому удивлению увидел, что за прилавком стоит Сам Бог. 
Помявшись, посетитель все же решился подойти и спросил: 
— Что Вы продаете? 
— Чего желает ваше сердце? – сказал Бог. 
Недолго думая покупатель ответил: 
— Я хочу счастья, мира в душе и свободы от страха… для себя и всего мира. 
На это Бог сказал: 
— Это можно. Но Я здесь не продаю плоды. Только семена, плоды Вы выращиваете сами» 

В нашей жизни, как в этой притче – 

 Бог доверяет нам семена прекрасных цветов – детских душ. 

 Но выращивать их, поливать и ухаживать поручено нам. 

 Прежде всего — родителям, а потом и всему обществу. 

И если у себя на клумбе вы каждый день будете по неосторожности ломать побеги нового цветка, то наивно ожидать, что растение  сможет когда-нибудь расцвести и заблагоухать.  

Ведь чтобы это произошло, цветок нужно лелеять, т.е. относиться к нему и его нуждам очень бережно.  

Так если  растение требует к себе столько внимания, то насколько же больше в этом нуждаются души детей!  

А если вы растопчете, то кто сможет восстановить надломленный бутон?